Опыт по созданию альтернативного машиностроения в Приморье пока не удался
Программа утилизации автомобилей позволила АвтоВАЗу в марте 2010 продать 8 444 машин в России. Об этом компания сообщила в отчетном документе по продажам за март. На продажи в Приморском крае, где наиболее остро был воспринято повышение таможенных пошлин и переход на отечественный автопром, пришлось около 0,1%.
Партнеры программы по утилизации говорят, что продажи начнут увеличиваться. Дилеры зарубежных авто в этом сомневаются. Эксперты считают, что существенного влияния на рынок программа не окажет из-за того, что сама машина не рассчитана на постоянную эксплуатацию.
Восьмого марта в России стартовала программа по утилизации автомобилей, разработанная Минпромторгом. Ее смысл заключался в том, что автовладелец при утилизации старой машины и покупке нового авто в официальных дилерских центрах мог получить сертификат на сумму 50 тысяч рублей для приобретения автомобиля, произведенного в России. Автомобиль, сдаваемый в утилизацию, должен быть произведен не позднее 1999 года и иметь разрешенную полную массу не более 3,5 тонн, находиться в собственности последнего владельца более одного года.
В министерстве не скрывали, что программа направлена на поддержку АвтоВАЗа. Интересно, что через неделю после запуска программы министерство опубликовало информацию, согласно которой половина ваучеров на скидку в 50 тыс. руб. для покупки нового автомобиля выдано на покупку Lada.
В Приморье в число официальных дилеров, у которых можно приобрести новую машину российского производства со скидкой вошли ООО «Восток-УАЗ» (автомобили Ssang Young, ISUZU, ГАЗ, УАЗ) и официальный дилер LADA ОАО «Даль-Лада».
По словам Дмитрия Лаврешина, менеджера по продажам ОАО «Даль-Лада», для компании работа в марте была пробным шаром. «С начала действия программы в Приморье от населения принято 10 автомобилей и столько же выдано, - поясняет он. - Все немного тормозилось потому, что надо было решить ряд вопросов с ГИБДД и компанией-утилизатором. Пока что МРЭО выделило 3 часа в день на прием заявок, в день я могу принять только 4-х человек. Утилизатор получил лицензию только на прошлой неделе. Но мы готовы работать больше. Тем более, сейчас у нас на рассмотрении находится 300 заявок.
«Вряд ли в Приморье повысятся продажи российских машин, - отмечают в ООО «Тойота Цусё Восток Авто». - Скорее всего, люди продолжат ездить на подержанных или купят новые японские машины».
В ЗАО «Саммит Моторс (Владивосток)» комментируют, что старт программы по утилизации не повлиял на продажи. «У нас сейчас хорошо покупают Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado 150 с новым кузовом, а «Камри», «Короллы» идут как обычно», - пояснили в автомобильном департаменте.
В Хабиба-Моторс, официальном дилере Ford Motor во Владивостоке, сообщили, что пока неясно - сможет ли АвтоВАЗ с помощью своей программы образом увеличить продажи.
«Существенного влияния на рынок эта программа не окажет, - резюмирует директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. - По нашим расчетам, количество людей в Приморье, готовых вступить в эту сделку, не превысит 5-7%. Потому что эта программа создана для людей с низким уровнем дохода для разовых поездок или с ограниченным использованием машины».
Все эти события (включая неработающее производство ОАО «Соллерс - Дальний Восток»), по словам экономиста, лишь подтверждают то, что опыт по созданию альтернативного машиностроения в Приморье пока не удался.
Любопытно, что во время визита премьер-министра Владимира Путина в Венесуэлу 2 апреля было заключено соглашение о создании автосборочного производства АвтоВАза в Венесуэле. Также ОАО «АвтоВАЗ» и венесуэльская корпорация Corpivensa подписали контракт на поставку 2,250 тыс. автомобилей «Лада» в эту страну.
Напомним, что ранее на сайте РИА «Дейта» проводился опрос "Согласны ли Вы участвовать в программе утилизации автомобилей старше 10 лет?" 53% респондентов отметили, что «программа должна касаться только брошенных авто, владельцы сами должны решать, на чем ездить». Еще 20% категорично заявили, что «утилизаторка у них сломается об мою "ласточку", то есть выступили против программы.
10% ответили, что «моя машина старше 10-ти лет, но я согласен её сдать за гораздо большую сумму». 6% мечают о новой "Ладе" и готовы обменять её на семь подержанных авто, но среди них, думается, немало шутников. 5% собрались «загнать дедов запор» государству, единственное, что их сдерживает - необходимость вложить ваучер в покупку нового то ли «запора», то ли «гемора».
2% считают, что «полтинник не лишний» и его вполне можно применить при покупке «таза». А 1% ездит на машине младше 10 лет и готов сдать её доблестным утилизаторам по мере выработки ресурса.