В 2010 году контейнерооборот в портах юга Приморья превысил 0,7 млн. единиц в двадцатифутовом эквиваленте. При оптимистичном раскладе к 2020 году эта цифра может вырасти до 12-13 млн и более единиц в год. Чтобы добиться таких показателей на юге Приморья необходимо сформировать принципиально новую транспортно-логистическую систему, рассказал в интервью корр. РИА PrimaMedia директор департамента промышленности и транспорта Приморского края Игорь Хрущев.
- Игорь Эдуардович, что в ближайшей перспективе может повлиять на развитие логистики в Приморье?
- Важной перспективой развития логистики в Приморье является выход на контейнерный рынок Северо-востока Азии (СВА). Этот рынок является основной частью азиатского сегмента рынка АТР, его ориентировочные параметры - контейнерооборот порядка 150 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент) в год и объем контейнеропотоков свыше 100 млн TEU в год. Сегодня Приморья на этом рынке практически не видно. Барьер для видимого участия Приморья оценивается на уровне 3-4% рынка. Барьер основательного вхождения оценивается в 7-8%, что в масштабе контейнерооборотов составляет более 10 млн TEU/год.
- Какие действия для этого необходимо предпринять?
- Самым объемным сегментом контейнерного рынка юга Приморья в перспективе является транзит. Начиная с контейнеров, мы в дальнейшем будем формировать интегрированную логистическую систему.
- А можно просчитать сценарии развития? И какое условие для этого нужно взять за основу?
- Сценарии развития контейнерной логистики мы просчитали. Везде использовали условие - на юге Приморья будет формироваться транспортно-логистическая система. Возможности роста объемов транспортно-логистических услуг в южном Приморье в текущих условиях специалисты могут оценить только в широких масштабах - от пессимистичного до оптимистичного прогноза. Здесь нужно учитывать все - последствия недавнего кризиса, различные сценарии дальнейшего развития экономики, использовать возможность эффективного функционировании логистики.
- Какие показатели по контейнерооборотам мы имеем сейчас? И насколько они могут вырасти при благоприятном прогнозе?
- В 2010 году контейнерообороты портов юга Приморья превысили 0,7 млн TEU/год, а по всему ДВ бассейну достигли свыше 0,9 млн. TEU/год. В принципе неплохой показатель. А по прогнозам могу сказать, что в масштабе контейнеропотоков, базовые оценки на 2020 год в различных сценариях таковы - в пессимистичном сценарии не более 2-3 млн TEU/год, в сдержанном сценарии - около 5-6 млн TEU/год, во "взрывном" - 12-13 млн и более TEU/год.
- А если все же создание ТЛС затормозится, как это отразится на показателях?
- Тогда объем контейнеропотоков через южное Приморье к 2020 году не превысит и 1-1,5 млн TEU/год. Следует понимать, что контейнеропоток в 12 млн TEU/год означает общий контейнерооборот ТЛС края на уровне 15-20 млн TEU/год. Эти цифры для многих кажутся фантастикой, но на фоне сопредельных стран они таковыми не выглядят, мало того, они достаточно скромны. Объясняется этот эффект просто. Если в прогнозировании использовать инерционный подход, то прогноз не может дать результата, свободного от стереотипов.
- Почему?
- Так этот подход ориентирован на "зажатую" ситуацию, когда потребности экономики опережают возможности транспорта, развитие которого "упирается" в технологические и иные барьеры. В этом случае задача сводится к тривиальному прогнозу роста транспортных мощностей, результаты прогноза легко воспринимаются. Ведь они банальны. А вот инновационный подход означает, что прогноз моделирует ситуацию, когда развитие транспорта преодолевает существующие барьеры, и экономика получает возможность освоения новых рыночных ниш. Здесь сначала прогнозируется потенциал грузовой базы, а затем оценивается доля его освоения по различным подсценариям: от пессимистичного до оптимистичного, максимального. И вот здесь результаты могут быть удивительными, но их достоверность не ниже, а выше, чем в предыдущем подходе. Другое дело, как этот потенциал будет реализован.