Регистрация Войти
Вход на сайт

Перемены на рынке автозапчастей Приморья

16-07-2010, 12:15
Просмотров: 2564
Комментариев: 0

Удар, нанесенный правительством по импорту автомобилей из Японии, уже прошелся легким рикошетом по сопутствующему рынку автомобильных запчастей. Таможенная статистика говорит о наметившейся тенденции к снижению ввоза в страну не только б/у иномарок, но и запчастей к ним. Пока это коснулось только так называемого «контрактного» секонд-хэнда, но аналитики говорят о перспективах возможной стагнации и на рынке новых запчастей, сообщает "Золотой Рог".


Особенностью регионального автобизнеса является то, что производители и поставщики товаров на этот рынок практически все находятся за рубежом. Та небольшая доля рынка, принадлежащая собственно российским маркам, не делает на нем погоды. И это касается как автомобилей, так и автомобильных запчастей. Если же брать чисто географический фактор, то производители российских автомобилей и запчастей к ним находятся если не дальше всех прочих, то в любом случае никак не ближе основных соседей - Китая, Кореи, Японии. Заводы, производящие запчасти для «Жигулей» и «Волг», находятся за тысячи километров от Приморья, в то время как предприятия соседей - в радиусе нескольких сотен. Это накладывает свой отпечаток и на логистику рынка запчастей. Если в центральной части страны только около 30% от всего объема рынка автомобильных запчастей ввозится из-за границы, то на Дальнем Востоке - более 80%. А это означает, что в цене товара здесь всегда присутствуют таможенные пошлины и прочие пограничные сборы.

Справедливости ради следует, конечно, сказать, что на большинство автомобильных запчастей ставки пошлин колеблются от 5 до 15%, т.е. в разумных пределах. Исключение составляют автомобильные кузова, на которые в пылу борьбы с дальневосточными «конструкторами» Москва ввела пошлину в 5000 евро за штуку. Двигатели же, детали трансмиссии и ходовой части, а также расходные элементы вроде воздушных, топливных и масляных фильтров, пока еще можно ввозить без особых проблем и препятствий. Некоторые ограничения совсем недавно были введены также для б/у автошин, однако нового товара они не коснулись. Поэтому ассортимент этих деталей по-прежнему обширен, хотя его обновление явно замедлилось.

«На ситуацию с обновлением ассортимента запчастей значительное влияние оказал общий экономический кризис и снижение покупательского спроса, - считает директор компании «Дескриптор Трейдинг» Михаил ПОЛЯКОВ. - Люди стали экономить деньги. Хотя потребность в качественных запчастях вовсе не уменьшилась, а может быть, даже возросла. Ведь если раньше люди просто меняли автомобиль, не заботясь о его состоянии, то сейчас дорого продать и дешево купить уже гораздо сложнее. Народ стал обращать внимание на ресурс».

 

 

Меняется автопарк

Что касается зависимости рынка запчастей от автопарка - она, безусловно, есть, и с ростом числа пользователей леворульных авто, будет меняться и рынок их обслуживания. Но процесс этот долгий, и он может занять не один год. К примеру, во Владивостоке сегодня часто можно встретить автомобили Renault. Оригинальные запчасти на них дороги, а неоригинала практически нет. Для того чтобы он появился, должна набраться критическая масса этих машин, когда поставщикам и продавцам запчастей станет выгодно заниматься этой маркой.

«К «редким маркам» я бы отнес не только европейские машины, - делится мнением Василий РОГОВ, преуспевающий менеджер и по совместительству владелец полноприводного Toyota Progres. - У самих японцев немало таких машин, запчасти на которые не найти даже во Владивостоке. Я имею в виду не оригинал и вторичный рынок, конечно. Новые детали заказать не проблема, но стоимость, к примеру, блока управления двигателем на тот же Progres доходит до 70 тыс. руб., а на разборках его нет. Выручают Интернет и вторичный японский рынок, но редкость машины сказывается в любом случае - ждать приходится очень долго».

Интернет-торговля запчастями в последнее время получила широкое распространение: ею занимаются как частные лица, так и солидные компании. В европейской части России, а также в Сибири, там, где много леворульных машин, широко известна фирма Exist.ru, которая ведет оптово-розничную торговлю новыми запчастями по Интернету. На востоке большую популярность обрел Japancar.ru, у которого можно заказать не только новую, но и бывшую в употреблении деталь. Удобство интернет-магазинов в том, что к их сайтам, как правило, прикручен поисковик, который быстро выдает наличие или отсутствие запчасти на складе.


С приморским акцентом

Рынок автозапчастей в любом виде, хоть в реале, хоть в виртуале, имеет четко выраженную региональную дифференциацию, что видно на примере того же Exist.ru, услуги которого практически не востребованы на Дальнем Востоке.

«Японские автомобили, сделанные для Европы и представленные на внутреннем рынке, часто вроде бы одинаковы, но при этом фирменные информационные базы данных по моделям могут отличаться, - объясняет Михаил Поляков. - Бывает так, что, заказав деталь по западному каталогу, дальневосточный клиент обнаруживает, что она не подходит к его машине, сделанной для внутреннего рынка. И наоборот, заказчикам с Запада приходят не те детали. Именно поэтому рынок разделен географически, и нашим компаниям с чисто японским ассортиментом сложно проникнуть за Урал. Точно с такими же проблемами сталкиваются московские оптово-розничные сети, которые, может быть, и хотели бы закрепиться на нашем рынке, но для этого им надо перестраивать базу. Так и существуем в разных измерениях, но расслабляться нашим нельзя - все это до поры до времени».

Впрочем, некоторым дальневосточным компаниям удалось прорваться на западный рынок. Чаще всего это мультибрендовые оптовики, например «Юником», или «Мегатекс - Трейдинг».

«Сегодня мы предлагаем клиентам около 30 наименований продукции самых сильных японских брендов, - говорит Татьяна КУНЧЕНКО, возглавляющая «Мегатекс». - С некоторыми из них у нас заключены эксклюзивные партнерские соглашения. Из основных - амортизаторы KYB, тормозные колодки Nissinbo, детали подвески CTR, помпы и крестовины GMB, свечи зажигания и накаливания NGK, термостаты TAMA, а также ряд других. По каждому виду продукции у нас только один бренд, продвигаем его на всей территории страны. Выбираем их так, чтобы ни с кем из конкурентов не пересекаться, быть уникальными. Есть исключение, связанное со средней ценовой категорией. Это линия автотоваров из Южной Кореи и Сингапура с совместных с Японией СП. У нас четыре собственных склада: во Владивостоке, в Москве, Новосибирске и Иркутске, а клиентами являются станции автотехобслуживания и розничные магазины».

Ценовая конкуренция на рынке новых автозапчастей невысока. Все товаропроизводители, как уже упоминалось, находятся за рубежом, и основной поток импорта сосредоточен в руках нескольких крупных оптовиков. По надбавкам в розничных магазинах можно судить как об аппетитах их хозяев, так и об эффективности управления.

Основной альтернативой магазинам выступают авторазборки. Здесь подход к ценообразованию более гибкий, однако о качестве товара лучше не говорить. Секонд-хэнд есть секонд-хэнд. Кроме того, за некоторыми авторазборками тянется криминальный шлейф. Хотя во Владивостоке немало и приличных разборок, работающих исключительно с «контрактными» запчастями из Японии. Данные по запчастям здесь также хранятся в собственной компьютерной базе, и поиск занимает совсем немного времени. Хотя, в отличие от фирменных заводских программ, выдающих код нужной детали по номеру кузова, точность попадания здесь весьма условная. Год выпуска и серия кузова могут совпадать, а деталь без полного номера кузова все-таки окажется неподходящей. Поэтому авторазборки обычно дают три дня «на примерку», в течение которых деталь можно вернуть.

Ошибка в тексте?
Выдели ее мышкой и нажми: Ctrl + Enter